Использование уловленной золы и пыли 12

На Бескудниковском кирпичном заводе (Москва), работающем на умереннопластичном сырье, в шихту вводят 10 % золошлаковой смеси, на Салаватском кирпичном заводе, использующем высокопластичное глинистое сырье, 45 % золы, на Черниговском кирпичном заводе 20 % золы и т. п. [132]. За счет ввода в шихту достигается более равномерный обжиг сырца, повышается качество керамических изделий, в том числе прочность, снижается расход технологического топлива. Все это заметно улучшает технико-экономические показатели производства.

На Салаватском кирпичном заводе стоимость 1 м3 добавок в шихту (золы вместо шамота, топливного шлака и опилок) снижена с 10,0 до 1,8 руб., повышена марочность кирпича, снижен брак и уменьшен срок сушки сырца. Золоотвалы Салаватской ТЭС, которые раньше занимали около 100 га, практически ликвидированы. На Орском кирпичном заводе благодаря применению золы ТЭС объем выпуска кирпича марок 125 - 150 возрос на 40 %. В целом при производстве глиняного кирпича расход технологического топлива снижается на 20 - 70 %, цикл сушки кирпича-сырца сокращается на 20 %, затраты на сырье уменьшаются до 8 руб. на 1000 шт. кирпича. В среднем для завода мощностью 50 млн. шт. условного кирпича экономический эффект от использования золы составляет 100 тыс. руб. в год.

Шлакоситаллы

В СССР впервые в практике мирового стеклоделия разработана технология производства стеклокристаллических материалов нового класса - шлакоситаллов, служащих декоративным облицовочным материалом и обладающих высокой износостойкостью и химической устойчивостью. Технология производства шлакоситаллов на основе металлургических шлаков разработана Московским химико-технологическим институтом имени Д. И. Менделеева, НИИавтостеклом и Государственным институтом стекла совместно с работниками завода «Автостекло» (г. Константиновка). Шлакоситалл широко применялся в строительстве (аэровокзал, аэропорт «Шереметьево», универмаг «Москва» в Москве и т. д.).